ЧАСОВНИКОВ Михаил Федорович (25.10.1909 - 04.07.1980) родился в г. Кашира Московской области в семье железнодорожника. Своей родиной считал Лебедянь Рязанской (сейчас Липецкой) области.
В 1918 году поступил учиться в Лебедянскую школу 9-летку. По окончании 8 классов в 1926 году уехал учиться в Саратовскую объединенную железнодорожную профессионально-техническую школу, после окончания которой в 1929 году получил звание техника путей сообщения 2 разряда электротехнической специальности. Был направлен работать на станцию Козлов (Мичуринск) Московско-Казанской железной дороги. На должности электромонтера проработал до осени 1931 года. В 1931 году поступил учиться в Ленинградский институт инженеров путей сообщения.После завершения 1 курса в 1932 году по специальному набору Ленинградского обкома ВКП(б) был направлен учиться в Ульяновскую бронетанковую школу, которую окончил в январе 1934 года с аттестацией на командира танкового взвода.
Военную службу начал в Киеве в 134-й механизированной бригаде. Работал на должностях: командир танка, командир учебно-танкового взвода. В 1937 году поступил учиться в Военную академию механизации и моторизации РККА им. И.В.Сталина на бронетанковый инженерный факультет (ныне Военная академия бронетанковых войск им. Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского).
В 1941 году окончил полный курс академии по специальности инженер-механик, после чего работал помощником начальника учебного отдела 3-го Саратовского танкового училища, помощником командира 169-й танковой бригады по технической части, начальником 2-го отдела ОАБТВ 8-й резервной армии.С августа 1942 года на Сталинградском и Донском фронтах. Работал старшим помощником начальника отдела автобронетанкового снабжения АБТУ 66-й армии, старшим помощником начальника отдела бронетанкового снабжения 4-й гвардейской танковой армии, старшим помощником начальника отдела ремонта и эвакуации Степного фронта.
С ноября 1943 года направлен помощником командира 67-й мехбригады по технической части 8-го мехкорпуса. А с августа 1944 года заместителем командира 64-й мехбригады по технической части 7-го мехкорпуса. После войны по ноябрь 1951 года продолжал служить в этой бригаде (полку) в г.Дальний (Китай). А затем на Дальнем Востоке заместителем командира дивизии по технической части.С ноября 1952 по октябрь1953 слушатель академических курсов усовершенствования офицерского состава при Военной академии БТ и МВ СА. Последнее место службы город Калинин (Тверь), сначала в прежней должности, затем начальником танко-технической службы дивизии до марта 1961 года. Закончил службу в звании инженер-полковник.
После отставки продолжал еще долго работать на гражданских должностях.Награжден орденами Красного Знамени (05.11.45 и 15.02.54), Отечественной войны I (30.05.45) и II (17.12.44) степени, Красной Звезды (18.09.43 и 06.11.47), медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За освобождение Праги», «За победу над Японией», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Болгарии», «За взятие Будапешта», «Ветеран вооруженных сил СССР», медалями к юбилеям Победы и Вооруженных сил.
С любезного разрешения его дочери Елены представляем материалы из семейного архива.
1 |
Заместитель командира 64-й мбр
|
2 |
ШУСТОВ Алексей Тимофеевич -
|
3 |
Смотр готовности техники
|
4 |
За рулем мотоцикла
|
5 |
В группе офицеров справа
|
6 |
Командирские Виллисы.
|
7 |
Открытка с видом замка Лишно,
|
8 |
Командование бригады.
|
9 |
Командир бригады
|
10 |
Офицеры штаба 64-й мехбригады.
|
11 |
"За нашу Победу!"
|
12 |
ОГАНЯН А.М. ЧАСОВНИКОВУ М.Ф.
|
13 |
Фотография - удостоверение личности
|
14 |
ЧАСОВНИКОВ М.Ф.
|
15 |
ЧАСОВНИКОВ М.Ф. в центре
|
16 |
Инженер-полковник
|